56 лет спустя, самая противоречивая серия Star Trek бьёт ещё сильнее.

На протяжении своего оригинального трехсезонного показа на NBC (1966-1969), несколько эпизодов Star Trek: The Original Series вызвали дебаты. Иногда проблемы возникали из-за содержания эпизода, а иногда из-за проблем со сценарием или тем, как он был сделан. Однако эпизод 3-го сезона «Let That Be Your Last Battlefield» выделяется как уникальный – он вызвал критику как за свое содержание and за свое исполнение. Хотя эпизод делает сильное, прямое заявление против предрассудков, он делает это неуклюже и слишком просто, и страдает от некоторых сомнительных производственных решений.

📚

Думаешь, S&P 500 — это марка автомобиля? Ничего страшного. У нас тут объясняют сложные вещи простыми словами и пытаются понять, куда рынок пойдет завтра. Без обещаний, просто факты.

Изучить основы

Джин Родденберри прославился созданием оригинального сериала Star Trek отчасти для решения важных социальных и политических проблем посредством научной фантастики, хитро обходя сетевую цензуру. Хотя некоторые зрители сейчас переосмысливают намерения сериала, многие эпизоды явно прямо решают эти вопросы. ‘Let That Be Your Last Battlefield’ является ярким примером. Независимо от того, нравится вам этот конкретный эпизод или третий сезон в целом, сообщение неоспоримо: предрассудки, ненависть и нетерпимость глупы и в конечном итоге разрушительны. История фокусируется на двух людях с планеты Черон, технологически развитого мира с долгоживущим населением. Локай клеймён преступником просто потому, что его кожа разделена – белая с одной стороны и чёрная с другой.

Почему ‘Let That Be Your Last Battlefield’ является знакомой серией Star Trek: TOS.

Беле, человек с кожей, наполовину чёрной и наполовину белой, полон решимости захватить Локая и вернуть его на их родную планету для суда. Он может управлять функциями USS Enterprise своим разумом, и он, и Локай защищены невероятно прочными энергетическими щитами. Они оба упрямы и не желают идти на компромисс, даже когда дело касается правил Объединённой Федерации Планет. Эпизод завершается раскрытием того, что продолжающаяся война между их народами привела к полному уничтожению планеты Черон.

Идея для эпизода «Пусть это будет твоим последним полем битвы» возникла у Джина Родденберри и продюсера Роберта Джастмана. Джастман набросал историю об абсурдности предрассудков примерно за месяц до убийства Мартина Лютера Кинга-младшего. 1960-е годы были отмечены многочисленными насильственными столкновениями между активистами за гражданские права, в основном афроамериканцами, и теми, кто был у власти и полон решимости поддерживать верховенство белой расы. Хотя эпизод был написан после убийства Кинга и волны смертоносных беспорядков в более чем 100 городах США, его сильный посыл был намеренным — ситуация не допускала деликатного подхода.

Самой запоминающейся частью эпизода «Let That Be Your Last Battlefield» был поразительный дизайн персонажей Беле и Локая. Каждый из них был наполовину белым и наполовину черным, что подчеркивало тот факт, что это было единственное физическое различие между ними – что было подчеркнуто в разговоре с доктором Маккоем. Несмотря на то, что они были не похожи на кого-либо, кого когда-либо встречал экипаж «Энтерпрайза», их тела принципиально не отличались от людей или вулканцев. Эпизод ясно показывает, что любое разделение между Локаем и Беле было невероятно поверхностным. Кирк и его команда изо всех сил пытались понять, казалось бы, бессмысленные различия. Хотя в эпизоде была сильная игра, изображение Фрэнком Горшином настойчивости персонажей на этих «очевидных» различиях блестяще показало, насколько глуп предрассудок, основанный на расе.

Капитан Кирк и его команда постоянно пытаются выступить посредниками между Беле и Локаем, надеясь, что эти двое черонианцев просто пообщаются и поймут друг друга. Однако оба поглощены ненавистью и отказываются видеть в другом ком-то ином, кроме врага. Беле постоянно лишает Локая человечности, в то время как Локай неоднократно требует от экипажа Энтерпрайза казнить Беле. Локай просит Кирка защитить его, но быстро приходит в ярость, когда не получает желаемого ответа. Беле умело предстает разумным и спокойным, но всегда находится на грани гнева и использует запугивание, чтобы добиться своего.

‘Let That Be Your Last Battlefield’ вышел в трудное время для производства Star Trek.

Когда NBC поначалу колебалась, Люсиль Болл нашла способ сохранить своё шоу, согласившись разделить производственные затраты с Desilu. Она верила, как и в случае с I Love Lucy, что шоу в конечном итоге получит прибыль от повторных показов по телевидению. К третьему сезону она продала компанию Paramount, которая стремилась сэкономить деньги. Согласно Марку Кашману и Сьюзан Осборн в These Are The Voyagers — TOS: Season 3, Paramount сократил бюджет каждой серии на 15 000 долларов – и это не включало никаких повышений зарплат актёрам. Это объясняет, почему эпизод «Let That Be Your Last Battlefield» был снят только на существующих съёмочных площадках Enterprise – это была мера по сокращению затрат. Возможно, это также объясняет, почему режиссёр Джад Тейлор предложил, чтобы персонажи Локай и Беле были просто наполовину чёрными и наполовину белыми, вместо более сложных дизайнов, изначально запланированных создателем шоу.

Шоу было перенесено на поздние вечера пятницы, что являлось явным признаком обеспокоенности телеканала. Руководство посчитало, что оно слишком провокационное и непристойное, чтобы привлечь крупных рекламодателей, как сообщил Кашман. Юджин Родденберри, разочарованный этим, ушел с поста ведущего продюсера шоу, и опытный телепрофессионал Фред Фрайбергер занял его место. Роберт Джастман, многолетний продюсер, почувствовал, что его недооценивают, и впоследствии ушел. Эти изменения вызвали проблемы во время производства, негативно повлияв на эпизод ‘Let That Be Your Last Battlefield.’ Дэвид Кун также ушел, оставив Оливера Кроуфорда для разработки сюжетной канвы, которую Артур Х. Сингер затем доработал и переписал в процессе производства.

Диалоги в этом эпизоде кажутся необработанными, персонажи часто повторяются или заявляют вещи, которые уже очевидны. Эти проблемы со сценарием, вероятно, способствовали медленному темпу повествования. Режиссёр, Тейлор, пытался заполнить время преувеличенными крупными планами – фокусируясь на глазах персонажей во время напряжённых сцен и задерживаясь на красном сигнале тревоги. Долгая и странная погоня по Энтерпрайзу казалась затянутой, и редакторы попытались показать разрушения на Чероне, добавив кадры горящих зданий поверх экшена. Эти решения вызвали серьёзное разногласие с Уильямом Шатнером, что привело к единственному случаю, когда он покинул съёмочную площадку, как подробно описано в книге These Are the Voyages. Джеймс Дуэн, сыгравший Скотти, даже пошутил в той же книге, что команде пришлось удалить следы зубов Фрэнка Горшина с декораций.

Является ли ‘Let That Be Your Last Battlefield’ классикой или неудачной интерпретацией сложной проблемы?

Даже спустя все эти годы, эпизод ‘Let That Be Your Last Battlefield’ продолжает вызывать споры, хотя причины, возможно, изменились с момента его первой трансляции. Автор Харлан Эллисон, все еще недовольный им, раскритиковал основное послание эпизода в статье 1997 года для журнала Vibe (хотя он ошибочно обвинил Родденберри, который не был вовлечен). И наоборот, Армин Шимерман, актер из Deep Space Nine, описал его как ‘один из самых мощных эпизодов’ в интервью StarTrek.com. Персонажи Беле и Локай настолько эмоциональны и действуют настолько драматично, что почти кажутся преувеличенными стереотипами.

Даже при участии обоих Джина Родденберри, послание в эпизоде ‘Let That Be Your Last Battlefield’ всегда было прямым и понятным. Несмотря на свои недостатки, эпизод остается мощной иллюстрацией проблемы, которую он затрагивает. Локай ясно и убедительно описывает угнетение, с которым он столкнулся, в то время как предрассудки Беле относительно него совершенно необоснованны. Гнев Локая проистекает из подлинного страха, укорененного в его собственном опыте. Авторам, возможно, было бы полезно больше времени, чтобы добавить глубины и тонкости, но учитывая широко распространенное насилие 1968 года, основная идея эпизода – что предрассудки, основанные на внешности, глупы – были более важным посланием.

Основное послание этой серии было сосредоточено на глубокой и непоколебимой ненависти между двумя главными персонажами. Их конфликт уходит корнями на 50 000 лет назад, подчеркивая, насколько укоренились они в своих убеждениях. Первоначально, создатель серии, Кун, планировал, что народы персонажей найдут мир, что сделало бы Локая и Беле еще более нелепыми. Однако сценаристы решили, что более впечатляющим и значимым будет раскрыть, что обе их цивилизации уничтожили друг друга. Хотя современная аудитория, как правило, склоняется на сторону Локая, история задумана так, чтобы показать, что он так же несовершенен, как и Беле.

Смотрите также

2025-10-31 00:39